Универсальный пульт для телевизора. Все о микшерных пультах Что такое пульт


Один из самых ранних образцов устройств для дистанционного управления придумал и запатентовал Никола Тесла в 1893 году .

Первый пульт ДУ для управления телевизором был разработан американской компанией Zenith Radio Corporation в начала 1950-х . Он был соединён с телевизором кабелем . В 1955 году был разработан беспроводной пульт Flashmatic , основанный на посылании луча света в направлении фотоэлемента . К сожалению, фотоэлемент не мог отличить свет из пульта от света из других источников. Кроме того, требовалось направлять пульт точно на приёмник.

Пульт ДУ Zenith Space Commander 600

Универсальный пульт Harmony 670

Военное дело

  • В Первой мировой войне немецкий флот применял специальные лодки для борьбы с прибрежным флотом. Они приводились в движение двигателями внутреннего сгорания и управлялись дистанционно с береговой станции

по кабелю длиной несколько миль, привязанному к катушке на корабле. Самолёт использовался для их точного наведения. Эти лодки несли большой заряд взрывчатки в носу и ходили на скорости 30 узлов .

  • Рабоче-крестьянская Красная армия использовала дистанционно-управляемые танки в Советско-финской войне 1939-1940 годов и в начале Великой Отечественной войны . Телетанк управлялся по радиосвязи из управляющего танка на расстоянии 500-1500 м, таким образом, получалась телемеханическая группа. Красная армия выставила по меньшей мере два телетанковых батальона в начале ВОВ. Также у Красной армии были дистанционно-управляемые катера и экспериментальные самолёты. Между тем, немецкие танковые батальоны были полностью радиофицированы, каждый танк имел на своем борту рацию, что говорит об огромном превосходстве немецкой техники и промышленности к началу войны.
  • Подробная информация о применении ПДУ для средств спецназначения в наше время носит преимущественно закрытый характер

Авиация

Практически все средства авионики и другое бортовое оборудование ЛА управляются с помощью пультов ДУ в кабине пилотов, ДУ имеется также в наземном оборудовании

Водный транспорт

Значительная часть судового оборудования управляется с помощью ПДУ

Железная дорога и метро

ПДУ применяются для управления оборудованием поездов, путевым оборудованием, оборудованием станций (эскалатор, освещение и т. д.)

Промышленное производство и строительство

Некоторые виды производственного и строительного оборудования могут управляться с помощью ПДУ

Научно-исследовательские и производственно технические лаборатории

Некоторые виды лабораторного оборудования управляются с помощью ПДУ

Космос

  • Технология дистанционного управления также использовалась в исследованиях космоса. Советский Луноход дистанционно управлялся с Земли. Прямое дистанционное управление космическими аппаратами на бо́льших расстояниях непрактично из-за возрастающей задержки сигнала.
  • Для управления оборудованием и двигателями космического корабля в кабине космонавтов имеются пульты ДУ

Связь и другие системы информационных технологий

Дистанционное управление могут иметь ретрансляторы, радиомаяки, а также связные радиостанции, радиолокаторы и другие системы

Электроэнергетика

В электроэнергетике ПДУ используются для управления объектами энергосистемы и управления энергопотреблением

Охранные системы и управление зданиями и территориями

Управление воротами и шлагбаумами часто производится из помещений, с использованием пультов ДУ, также с помощью ДУ можно управлять наружным и внутренним освещением, камерами видеонаблюдения и т. д.

Культурно-зрелищное обеспечение

Дистанционное управление широко используется в кинотеатрах, а также в театрах, цирках и, в некоторых случаях, в обеспечении массовых мероприятий на открытом воздухе

Домашнее применение

ПДУ используются для управления бытовой электронной аппаратурой, домашними электроаппаратами и освещением

В целом от технического оснащения игра диджея не особо зависит, но для диск-жокеев, дающих сотни концертов в год, оборудование действительно может влиять на их творческие способности. Если кто-то добровольно обменивает свою повседневную жизнь на набор музыкальных инструментов, у него однозначно есть шанс совершенствоваться. Мы составили список оборудования, которым пользуются самые популярные диджеи и продюсеры мира.

Выясним, каким оборудованием пользуются диджеи

Пришлось немного покопать, чтобы выяснить, на чем играют диджеи, выступая вживую. Мы сделали все возможное, чтобы определить это как можно точнее и не вводить Вас в заблуждение. Проштудировав ролики YouTube, интервью, фото из различных источников, нам удалось составить коллекцию наиболее используемого DJ-оборудования.

Отметим, что многие исполнители периодически пополняют свой арсенал новой аппаратурой (иногда оборудованием их снабжают спонсоры-производители, чтобы испытать только что выпущенный продукт), поэтому представленный в этой статье список не является постоянным и может в скором времени измениться.

ТОП-100 самых популярных диджеев: CDJ Мафия

Мы выяснили, что большинство диджеев из ТОП-100 по версии "DJ Mag" используют одинаковое оборудование, за исключением наушников.

Ниже представлен "стандартный" набор оснащения, которым пользуются настоящие профи: Авичи, Тиесто, Ники Ромеро, Дэвид Гетта, Скриллекс, Афроджек, Алессо, Даш Берлин, Келвин Харрис, Себастьян Ингроссо, Клод Вонстрок, Eats Everything, Hardwell, Dimitri Vegas & Like Mike, Nervo, Above & Beyond и много других:

  • Микшер: Pioneer DJM-900 Nexus
  • Деки: Pioneer CDJ-2000 Nexus
  • Источник: USB флэш-накопитель (Rekordbox)

Около 70% участников "ТОП-100 DJs" пользуются идентичным оборудованием. Причина ясна – это универсальное оснащение, которое подходит и для клубных выступлений, и для фестивалей, его легко перенастраивать в диджейской будке.

Гораздо интереснее обстоят дела с наушниками супер-диджеев, при выборе этого аксессуары звезды преимущественно руководствуются индивидуальными предпочтениями и, вероятно, советами коллег. Далее список наушников, которыми пользуются ТОП-20 диджеев по версии изданий "DJ Mag" и "Resident Advisor":

  • Sennheiser HD 25-1 IIs (Келвин Харрис, Афроджек, Бен Клок, Локо Дис, Aly & Fila, Hardwell, Above & Beyond, Рикардо Вильялобос, Сет Трокслер, Maceo Plex, Ben UFO, Eats Everything);
  • V-Moda Crossfade M-100s (Даш Бердин, Авичи, W&W);
  • Urbanears Zinken (Алессо, Аксвелл, Себастьян Ингроссо);
  • Phillips A5-Pro (Армин ван Бюрен);
  • AKG 267s (Тиесто);
  • Beats By Dre Mixr including custom colors (Девид Гетта, Ники Ромеро, Скриллекс, Dimitri Vegas & Like Mike);
  • Sol Republic Tracks HD (Стив Аоки);
  • Pioneer HDJ-2000 (Nervo).

Это интересно: уникальное DJ-оборудование + сетапы

Кто среди участников CDJ Мафии – самых популярных и влиятельных диджеев мира – использует уникальное оборудование, не повторяя за другими диск-жокеями? Ниже представлена подборка, состоящая из 13 исполнителей.

Зедд: контроллер "все в одном" (All-In-One)

Зедд – один из представителей гастролирующих диджеев, использующий контроллер "все в одном". В этом году он обзавелся моделью MK2. Не исключено, что скоро он перейдет на Kontrol S8.

  • Наушники: Beats By Dre Mixr
  • Микшер: N/A – подключается к хаус-микшеру
  • Контроллеры/Деки: Traktor Kontrol S4 MK2
  • Прочее: недавно Зедд сообщил, что оглох на одно ухо. Интересно, поменяет ли он после этого наушники? Вероятно, ему бы подошла модель in-ear.

Армин ван Бюрен: CDJ Setup с расширенным функционалом

Армин десятки лет занимается диджеингом. Потому немудрено, что он хорошо разбирается в этом деле. Во время выступлений диджей применяет зрительные эффекты, от которых зал в полнейшем восторге.

  • Наушники: Phillips A5-Pro
  • Микшер: Pioneer DJM-900
  • Контроллеры/Деки: 4 Pioneer CDJ-2000 Nexus с USB
  • Прочее: Армин использует 2 CDJ для отправки сигнала SMPTE на ПО виджея. Также на его ноутбуке есть программа для чата, чтобы во время выступления общаться со своим виджеем и уведомлять последнего, какой трек он намерен играть.

Флострадамус: DJ-установка (с Midi Fighter 3D!)

В арсенале короля ремиксов Флострадамуса есть удивительное шоу, включенное в программу Ableton, а также масса звуковых и световых эффектов.

  • Наушники: Beats by Dre
  • Микшер: Pioneer DJM-900 Nexus
  • Контроллеры/Деки: Novation Launchpad, APC-40, CDJ-2000s Nexus (время от времени), Midi Fighter 3D
  • Прочее: Кроме того, что Флострадамус использует Midi Fighter 3Ds, он был замечен с Chroma Cables и DJTT – выглядело довольно здорово!

Дэдмаус: оборудование для выступления вживую

Джоэль Циммерман довольно часто утверждает, что его выступления существенно отличаются от диджеинга остальных участников ТОП-100, потому что его оборудование совершенно не похоже на чьи-либо DJ-комплекты. Не станем отрицать – диджей действительно постоянно совершенствует свою аппаратуру. На фото выше видно, с каким размахом он готов взяться за "живое производство" – его DJ-набор укомплектован модульными синтезаторами, столом для микшерного пульта, Virus TI и Kontrol X1 (это все было у диджея в 2011 году). Недавно Дэдмаус был замечен с другим, еще более причудливым девайсом Microsoft Perspective Pixel.

Ричи Хоутин: DJ-оборудование Traktor + Push

Ричи скрупулезно относится к выбору технического оснащения – его главная аппаратура – Traktor Pro, подсоединенная к Ableton Live (синхронизирована с MIDI clock), благодаря которой диджей может создавать миксы в режиме реального времени на протяжении выступления. Подобная DJ-установка есть у Дабфаера.

  • Микшер: Allen and Heath Xone:92
  • Контроллеры: Kontrol X1 MK1 (2x), Ableton Push
  • Звуковая карта: RME Fireface UFX
  • Наушники: Variable, а в прошлом году использовал AIAIAI TMA-1 Studios и Pioneer HDJ-2000s
  • Прочее: Хотин считает, что возле DJ-оборудования всегда должно находиться много фруктов. Собственно, себя он окружает виноградом во время выступления.

Масео Плекс: ансамбль внешних эффектов

Глубинные звуки Масео усиливаются множеством внешних эффектов. Кстати, сеты онлайн-вечеринок "Boiler Room" лишь на половину раскрывают многогранность диджейской игры Плекса. Казалось, он привык создавать шоу вживую с помощью оборудования Ableton, Akai MPK, Kontrol F1 и iPad, но все же диджей предпочел ему CDJ с захватывающими эффектами.

  • Микшер: Allen and Heath Xone:92 или DJM-900 Nexus
  • Деки: CDJ-2000 Nexus
  • Единичные эффекты: Boss delay pedals (2x), RMX-1000 (иногда 2x – по одному для каждой деки, чтобы избежать необходимости посылать/возвращать сигнал)
  • Наушники: HD 25-1 IIs.

Tale Of Us предпочитают Traktor

Этот берлинский дуэт в своих сетах презентует фантастические сюжеты дарк-техно. Tale Of Us практикуют разнородные подходы к диджеингу. В качестве основного оборудования используют Traktor Control Vinyl.

  • Микшер: Allen and Heath Xone:92
  • Деки: Traktor Control Vinyl, а иногда CDJ-2000 Nexus
  • Контроллеры: Kontrol X1 MK1s (2x)
  • Наушники: HD 25-1 IIs
  • Прочее: Эти ребята, похоже, нашли то, что им действительно подходит, – DJTT Chroma Cables.

Andy C: главное – надежность

Andy C – один из самых выдающихся пионеров диджеинга на Drum and Bass сцене. Он успешен не потому, что пользуется какой-то суперсовременной технологией, а исключительно благодаря своим превосходным миксам, которые он выпускает на протяжении многих лет.

  • Микшер: Allen and Heath Xone:92
  • Деки: 3 Technics 1200s/1210s
  • Наушники: HD 25-1 IIs
  • Прочее: бетонные пластины под деками и микшер для изоляции проигрывателя – это особенно важно на фестивалях, где диджейские кабины не всегда качественно поглощают басы хаус-систем.

Flying Lotus: оборудование с Ableton

Создатель лейбла Brainfeeder Стивен Эллисон пользуется самым простым и незатейливым оборудованием, делая упор на визуальные эффекты в процессе создания мощного "живого" шоу. Больше информации на видео.

  • Микшер: N/A, через RCA подключается к звуковой карте ноутбука
  • Контроллеры: Akai MPD 32
  • ПО: Ableton Live.

Пол ван Дайк: производственная палитра

Как и другие диджеи, Пол ван Дайк также использует большое количество оборудования, чтобы сделать свои выступления безукоризненными. Выше смотрите выступление диджея на танцевальном фестивале Creamfields, на видео отчетливо видна его DJ-установка.

  • Микшер: Allen and Heath Xone:DX
  • Контроллеры: Akai APC 20, M-Audio AxiomPro 25 (2x), Vestax VCM-600
  • Наушники: Sony MDR V6 / 7506
  • Прочее: у Пола 2 ноутбука на сцене – вероятно, один для исполнения вживую, второй – для микширования аудио и видео – оба они работают на ПО Ableton Live.

DJ-установка для Pretty Lights

Музыка в стиле glitch-hop от музыканта из Колорадо Pretty Lights стала одной из самых востребованных на фестивалях по всему миру. Дерек Смит воспроизводит свои композиции с помощью зеркальной установки и двух ноутбуков, оснащенных Ableton Live. Также в арсенале диджея есть MPC, аналоговые синтезаторы и прочее.

  • Микшер: Pioneer DJM-900 Nexus
  • Наушники: in-ear, марка неизвестна
  • Контроллеры: Akai MPD 32 (2x), Maschine Mikro MK2 (2x).

Новое всемирное лайв-шоу Портера Робинсона

Вы, вероятно, помните, что путь Портера к славе сопровождался обучением диджеингу с помощью установки Traktor Kontrol S4 . В прошлом году он показал более захватывающее шоу, далекое от агрессивного электро-хауса. В список оборудования Портера входит следующая аппаратура:

  • Контроллеры + семплеры: Livid Ohm (4-канальный микшер), Roland SPD-SX, клавиатура Akai
  • Синтезатор: Roland System 1.

Басснектар и его MIDI-контроллеры

Басснектар очень зациклен на своем DJ-оборудовании. Хотите знать насколько? Музыкант перепробовал 60 видов различных контроллеров.

  • Микшер: Pioneer DJM-900
  • Контроллеры: 60 Livid моделей (основаны на DJTT), Midi Fighter Pro Cue Master.

Что такое микшер? Само слово знакомо многим, но точное представление об этом устройстве, его назначении, разновидностях имеют только лица, занимающиеся обработкой звука. Данное оборудование является основой звукообрабатывающей системы. С помощью микшера получают высокое качество воспроизведения входящих сигналов. Он нужен и при реализации идей в сфере музыкального творчества, для эффектного их воплощения.

Микшер представляет собой цифровое либо электронное устройство, с помощью которого обрабатывают звуковые данные. Он смешивает несколько входящих сигналов и подает результат на выход. Весь процесс его работы с сигналами можно условно разбить на несколько этапов:

  • принятие их от источников звука (аудио оборудования, музыкальных инструментов, микрофонов и прочих источников);
  • балансировку;
  • обработку;
  • смешивание (суммирование) на выходе в конечный сигнал.

На этапе балансировки звуки распределяются по диапазону частот, гармонизируются, происходит панорамирование. Затем их обрабатывают различными эффектами. На последнем этапе получается суммированный сигнал, который потом усиливается и воспроизводится.

Другие названия у данного звукообрабатывающего оборудования — микшерный пульт или микшерная консоль.

Одной из главных характеристик пультов является максимальное число имеющихся каналов . Входы бывают двух типов:

  • балансные, уменьшающие в поступающем сигнале уровень имеющихся помех;
  • небалансные.

Первые в консолях применяются гораздо чаще.

Получается, что микшер, принимая звук от различных источников, соединяет его в необходимых пропорциях в одно целое на выходе. При этом происходит маршрутизация сигналов во время их записывания, суммирования и усиления.

Микшерные пульты различных моделей отличаются своим устройством. Но одновременно существуют обязательные для каждого элементы. К ним относятся секции входов и выходов.

Общий вид пульта показан на фото ниже.

Секция входов представлена определенным числом каналов (практически всегда их колличество пропорционально 2). Это число определяет максимально возможное количество принимаемых источников звуковых сигналов, которые затем регулируют, усиливают.

Приемные каналы могут быть как стерео, так и моно. Последним обычно соответствует по 2 гнезда.

Любой канал состоит из таких блоков:

  • усилителя входящего сигнала , который позволяет задать оптимальный его уровень, и имеет регулятор чувствительности;
  • источника питания «фантомного» типа (присутствует на большинстве моделей), предназначенного для подключения микрофонов с конденсаторами и некоторых других видов устройств;
  • эквалайзера , выполняющего корректировку частоты входящего сигнала;
  • маршрутизатора – блока, распределяющего поступающие звуковые сигналы на Aux-шины (дополнительные);
  • регулятора панорамирования , предназначенного для определения места поступающего сигнала среди стереозвуков;
  • фейдера громкости , позволяющего определить уровень входящего звукового сигнала в обобщенном балансе всех ячеек.

Эквалайзеры разных моделей имеют различное число регулировочных полос. У профессиональных их количество доходит до шести.

На дополнительных Aux-шинах сигнал может обрабатываться процессором эффектов (встроенным либо внешним). Также с их помощью звук можно направить на отдельную линию. Число шин находится в диапазоне от 2-х до 12-и. Для любой из них доступны 2 рабочих режима: Pre и Post. С их помощью можно выставлять баланс между соотношением уровня поступающего звукового сигнала и расположением фейдера громкости.

На некоторых моделях может присутствовать гнездо Insert, которое располагается после предварительного усилителя. Оно представляет одновременно систему «вход-выход» этого канала.

Выходы консоли могут состоять из следующих элементов:

  • универсальных шин (подгрупп);
  • ячеек, выполняющих дополнительные функции;
  • регуляторов уровня выхода (общего) и Aux-шин.

Линейные выходы на микшере могут иметься у любого входного канала. Они нужны, чтобы направлять сигнал на записывающее устройство. Линейные выходы бывают управляемыми либо неуправляемыми — это определяется назначением пульта.

Разновидности микшеров

Микшеры разделяются по различным критериям. Разных их типам свойственны свои эксплуатационные достоинства и недостатки. Так, исходя из принципа функционирования , устройства разделяются на:

  • цифровые;

  • аналоговые.

Оборудование первого типа преобразует поступающие сигналы в цифровой формат, а далее они обрабатываются процессорами. Аналоговый прибор может иметь встроенный усилительный блок (активный) или быть без него (пассивный).

Классификация по функциональным возможностям выделяет такие виды микшерных консолей:

  • концертные;

  • универсальные;

  • мониторные;

  • эфирные (радиотелевизионные);

  • студийные;

  • диджейские.

Панели имеют различное устройство и число входов-выходов. У студийного и концертного оборудования (профессионального) количество входных гнезд больше 32, а у бюджетных моделей их меньше. DJ-пульты имеют меньше выходов, блок эффектов и кроссфейдер (устройство, которое плавно соединяет поступающие звуковые сигналы). Для согласования с телефонами эфирные консоли могут иметь специальные ячейки. Из-за этого их называют «телефонными гибридами ».

Разнообразие микшеров позволяет подобрать оборудование с требуемыми функциональными возможностями. Любительская техника удовлетворит простейшие запросы, а профессиональная позволяет достичь на выходе максимально возможного качества звука.

Область применения

Микшерные консоли нашли свое применения во всех сферах, где требуется высококачественная обработка звукового сигнала с последующим его усилением. Консоли используются:

  • звукозаписывающими студиями;
  • теле- и радиостанциями;
  • на концертных мероприятиях;
  • любителями музыки в домашних условиях.

Широкое распространение микшеров связано с желанием слушателей наслаждаться музыкой высокого качества. После обработки входящих сигналов приборы выдают прекрасно звучащие мелодии. Чтобы грамотно пользоваться данного рода устройством, знать, зачем предназначены входы и выходы на нем, различные регуляторы, необходимо изучить имеющееся в инструкции к используемой модели описание ее конструкции и работы.

Андрей Субботин

ВВЕДЕНИЕ

Микшерный пульт, микшерная консоль (пульт, микшер, mixing board, mixing console, mixing desk) — устройство, предназначенное для смешивания (микширования), обработки, и маршрутизации звуковых сигналов.

С точки зрения технической реализации пульты бывают аналоговыми и цифровыми .

Цифровые, в свою очередь можно разделить на программные (software) и физические (hardware) . Последнее деление является несколько условным, поскольку в обоих случаях устройство построено на использовании одного или нескольких процессоров и программного обеспечения, разница состоит лишь в том, что программный микшер использует стандартный компьютер с обычными для компьютерных программ методами управления (мышью и клавиатурой), а физический — специализированные процессоры с органами управления, более похожими на органы управления аналоговых пультов. Возможно также и использование различного типа контроллеров, имеющих физические регуляторы, для управления программными пультами.

Существуют и гибридные решения — это аналоговые пульты с цифровым управлением.

Несмотря на множество конкретных технических решений, все микшерные пульты построены на общих принципах и общей архитектуре, понимание которых позволяет быстро ориентироваться в конфигурации звукового тракта, поэтому мы будем рассматривать, в основном, эти общие принципы, независимо от способа их реализации.

КАНАЛЫ, ПАНОРАМНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И ГРУППОВЫЕ ШИНЫ

Рассмотрим базовую функцию любого пульта — микширование и регулирование уровня нескольких сигналов, когда сигналы от разных источников суммируются между собой.

Число возможных микшируемых звуковых сигналов определяется числом каналов пульта . Не следует путать число каналов и число входов пульта , каждый из каналов может иметь несколько входов для разных источников, но работать в один момент времени может только один из этих входов. На рисунке изображена упрощенная структурная схема пульта, каждый из монофонических каналов которого имеет по два входа.

Каналы пульта могут быть монофоническими и стереофоническими .


Рассмотрим типичную структуру монофонического канала пульта.

Обычно монофонический канал имеет два входа, обозначаемые mic (микрофонный вход) и line (линейный вход) , отличающиеся уровнем чувствительности и входным сопротивлением.

Микрофонные входы профессиональных пультов имеют фантомное питание со стандартным напряжением 48 вольт, и кнопку включения его для каждого канала в отдельности, реже — для группы каналов. Уровни сигналов источников имеют очень большой диапазон, поэтому для согласования уровня сигнала источника с дальнейшим трактом на входе канала присутствует плавная регулировка чувствительности входа, обычно обозначаемая термином gain , реже — input sensitivity . Кроме нее, на уровень сигнала влияет кнопка pad , ослабляющая входной сигнал на заданную величину, обычно 20 дБ.

В этой же точке тракта обычно находится и переключатель mute , позволяющий полностью отключить канал, но физически сам переключатель находится в нижней части канала пульта, обычно над канальным фейдером. За ним следует обрезной фильтр, реже — два.

Если используется только один фильтр — то это всегда High Pass Filter, фильтр высоких частот, ограничивающий частотный диапазон сигнала снизу. На более сложных пультах имеется возможность регулировки частоты среза, и, иногда, даже крутизны спада фильтра. На более простых — просто включение фильтра с заранее заданными частотой (обычно в пределах 50 — 100 Гц) и крутизной спада (обычно в пределах 12 — 18 дБ/окт). Реже встречаются варианты, когда на входе имеется и фильтр низких частот — Low pass filter.

Далее сигнал поступает на эквалайзер. Эквалайзеры пультов могут быть самыми разнообразными, от простейших двухполосных, просто с регуляторами высоких и низких частот, до четырех и даже шестиполосных полностью параметрических.

После эквалайзера сигнал поступает на блок динамической обработки. В аналоговых пультах блок динамической обработки есть в каждом канале только в самых дорогих студийных моделях, в пультах средней и нижней ценовых категорий он отсутствует. В цифровых пультах он есть всегда, так как программная реализация значительно дешевле. Также в цифровых пультах есть возможность изменения порядка устройств обработки в тракте — блок динамической обработки может быть включен как до, так и после эквалайзера. В аналоговых же эквалайзер всегда стоит до динамической обработки сигнала. Каждый из каналов обязательно имеет регулятор уровня, называемый канальным регулятором уровня , или фейдером (fader) .

Еще одним элементом, обязательным для каждого канала, является разрыв цепи звукового сигнала, называемый просто разрыв , или insert . Он предназначен для включения в тракт дополнительных внешних устройств, не входящих в пульт, т.н. «внепультового оборудования», outboard equipment . Разрыв обычно не имеет каких-то элементов управления на пульте, только специальные разъемы для подключения внешних устройств. Эти разьемы оборудованы механическими размыкателями цепи, так что при подключении внешнего устройства на них перекоммутация происходит автоматически, сигнал проходит через подключенное устройство и возвращается в канал пульта.

В пультах средней и нижней ценовых категорий разрывы обычно выполнены на одном двухканальном гнезде типа JACK, в котором совмещены небалансные вход и выход разрыва тракта, и для подключения необходим специально изготовленный кабель, на одном конце которого имеется стереофонический разъем типа jack, а на другом — два раздельных разъема того типа, который поддерживается подключаемым устройством.

В дорогих пультах разрывы часто реализованы на двух разъемах, отдельно для балансных входа и выхода, при этом разрыв цепи происходит при включении только входного разъема.

Разрыв цепи канала для подключения внешнего устройства может находиться до или после эквалайзера канала. В аналоговых пультах выбор его положения обычно происходит перестановкой перемычек на плате канала внутри пульта, и требует разборки пульта. Реже встречается выбор положения разрыва до или после канальной обработки специальным переключателем, расположенным на верхней панели канала. В цифровых пультах точку разрыва в тракте обычно можно выбрать в специальном меню.

И последним элементом, входящим в состав канала, является индивидуальный выход канала, т.н. direct out . Он позволяет выводить сигнал канала на специальный выход, который, при необходимости, дает возможность подключения сигнала из индивидуального канала пульта к внешнему устройству. Такой выход, также как и разрыв, может находиться в тракте до эквалайзера, или после него. И, также как и в случае с разрывами, в аналоговых пультах его положение в тракте определяется внутренними перемычками, а в цифровых — в специальном меню. В некоторых студийных пультах выход директ находится после канального фейдера. Особенности использования различных способов включения этого выхода мы рассмотрим позже.


В случае стереофонического канала пульта, панорамный регулятор заменяется регулятором баланса, который меняет соотношение уровней правого и левого каналов источника, не смещая их по панораме.

Стереофонические каналы аналоговых пультов обычно имеют несколько более упрощенную структуру — в них отсутствуют микрофонные входы, часто используются более простые эквалайзеры, а все остальные элементы повторяют устройство монофонического канала.

Суммирование сигнала происходит на т.н. суммирующей или сборной шине, mixing bus . Каждая из шин, в свою очередь, на выходе также имеет свой регулятор уровня уже суммированного сигнала. Суммирующие шины могут быть, в свою очередь, одно-, двух- и многоканальными. Одна из шин, формирующая сигнал, поступающий на главные выходы пульта (main outs, master outs) , называется главной (main bus) , или мастер-шиной (master bus) .

Для шин, имеющих больше одного канала, в каждом канале пульта имеется панорамный регулятор, позволяющий плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.

Очевидно, что для монофонического канала пульта суммарный уровень звукового давления, возникающего при воспроизведении двух одинаковых сигналов на обоих каналах стереофнической шины, будет выше, чем для одного, поэтому регулирование уровня распределения монофонического сигнала между каналами двухканальной шины происходит по специальному закону панорамирования, pan law , позволяющему оставлять неизменной общую громкость звукового сигнала источника независимо от положения панорамного регулятора (и, соответственно, независимо от положения кажущегося источника звука в стереобазе). Традиционно в аналоговых пультах ослабление уровней сигналов, поступающих на каналы стереофонической сборной шины, составляет от 3 до 6 дБ при центральном положении панорамного регулятора, но эта величина может задаваться в цифровых пультах в пределах от 0 до 6 дБ.

На этом рисунке по горизонтали изображено физическое положение регулятора панорамы монофонического канала, а по вертикали — уровень сигнала. Две кривых соответствуют уровням сигнала в правом и левом каналах мастершины. Как видно, при крайнем левом положении панорамного регулятора, уровень сигнала, поступающего в правый канал сборной шины, будет равен нулю, а в левый — максимальному значению, и наоборот — при крайнем правом положении максимальный уровень сигнала будет в правом канале, а в левом он будет равным нулю. В центральном положении панорамного регулятора на оба канала мастершины поступает равный по уровню сигнал, но ослабленный на 3 дБ. Форма кривых выбрана таким образом, чтобы при любом положении панорамного регулятора субъективная громкость источника оставалась той же. В некоторых цифровых пультах имеется возможность выбора не только величины ослабления сигнала в центральной точке положения регулятора, но и формы кривой изменения уровня с логарифмической на линейную, но с практической точки зрения такая возможность не нужна.


Кроме мастершины, пульты обычно имеют еще несколько сборных шин, идентичных ей. Такие шины называются групповыми , имеют собственные регуляторы уровня на выходе, собственные выходы, и их отличие от мастершины состоит только в том, что выходы групповых шин могут коммутироваться на мастершину. У групповых шин три назначения: первое, это группировка входных каналов с возможностью регулирования уровня сигнала всей группы одним регулятором, при этом сохраняется взаимный баланс уровней каналов, входящих в группу, второе — возможна обработка сигналов, входящих в группу одним устройством, так как во всех шинах пульта имеются разрывы тракта insert , по своим возможностям повторяющие аналогичные в каналах пульта, и третье — коммутация выходов групповых шин на устройство многоканальной записи.

Рассмотрим структуру пульта с одной стерофонической мастершиной, и четырьмя групповыми шинами.

Как видно из рисунка, к схеме добавлены четыре групповые шины, а в каждый канал добавлены три переключателя, позволяющие коммутировать выход панорамного регулятора канала на шины попарно. При нажатии первого переключателя сигнал канала попадает на мастершину, при нажатии второго — на шины 1 и 2, при нажатии третьего — на шины 3 и 4. Переключатели работают независимо, т.е. мы можем коммутировать сигнал только на выбранную пару групп, только на мастершину, на все шины сразу — в любых комбинациях. Если нам нужно послать сигнал только на одну шину из пары, то нужно просто перевести панорамный регулятор в одно из крайних положений: крайнее левое положение дает возможность коммутации сигнала только на левую сторону стереофонической мастершины, и на нечетные групповые шины, крайнее правое положение — только на правую сторону мастершины и четные групповые шины. Поэтому на панорамных регуляторах многих пультов наряду с отметками L и R (лево-право) можно видеть надписи odd и even (четный — нечетный). Очевидно, что пара групповых шин может быть использована для создания полноценной стереофонической групповой шины, просто нужно поставить панорамный регулятор в то положение, где должен находиться источник звука. Выходы групповых шин имеют свой собственный фейдер для регулировки уровня на выходе шины, и возможность коммутации выхода группы на мастершину, обычно таким образом, как показано на рисунке — выходы нечетных шин коммутируются на левую сторону мастершины, выходы четных — на правую. Переключатель, подключающий выход групповой шины к мастершине, имеет название group to mix или bus to master, иногда просто mix, общего названия для него нет, каждый производитель использует собственную терминологию. Такая коммутация типична для студийных пультов, но бывают и нечастые вариации, когда, например, каждая групповая шина заканчивается собственным панорамным регулятором, позволяющим плавно распределять сигнал между левой и правой сторонами мастершины. Очевидно, что крайнее левое положение таких регуляторов для нечетных шин, и крайнее правое для четных, сводят такое подключение к предыдущему варианту.


Здесь нужно отметить, что если для аналоговых и большинства физических цифровых пультов число шин это постоянная величина, определенная производителем, то для программных и некоторых цифровых физических пультов количество создаваемых шин определяется пользователем для каждого проекта отдельно. Для пультов с фиксированным числом шин их количество отражается в конфигурации пульта, так, например, если вы прочитали в документации, что пульт имеет конфигурацию 24: 8: 2, это значит, что у него 24 канала, 8 групповых шин, и стереофоническая двухканальная мастершина. Та часть пульта, в которой находится фейдер регулирующий уровень на выходе мастер-шины, носит название мастер-секции, в большинстве студийных пультов она находится в центре, слева от нее находятся канальные фейдеры, а справа — групповые. Из-за такого раздельного расположения подобные конфигурации получили название «сплит» (split).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ШИН В СТУДИИ

Традиционно в студийных пультах выходы групповых шин использовались для коммутации их со входами многоканальных устройств записи, сначала со входами аналоговых многоканальных магнитофонов, а позднее, с развитием цифровой техники, со входами интерфейсов цифровых систем записи. Исходя из того, что студии имели большое количество каналов записи, в пультах делалось и большое число групповых шин, в идеале их число было равным количеству входов в устройстве записи. Число групповых шин в больших студийных пультах могло достигать 48 и более. Такая архитектура имела явные недостатки. Дело в том, что при сведении такое количество групп просто не нужно, а цена такого решения была очень высока. Вторым недостатком была явно избыточная длина тракта — от источника сигнал проходил через канал, затем через группу, и уже только потом попадал на устройство записи, проходя при этом через большое количество буферных усилителей и другой электроники пульта. Для создания условий прослушивания в предварительном балансе уже записанного сигнала требовалось большое количество каналов, в идеале — число одновременно записываемых источников плюс число каналов устройства записи. Немаловажным фактором в этой ситуации становился и размер пульта — большие сплитовые консоли превышали в ширину четыре метра.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ DIRECT OUT В СТУДИИ

Промежуточным решением стало использование для записи «прямых выходов» direct out каналов пульта. Рассмотрим более подробно это решение.

Direct Out — это прямой выход на устройство записи, сигнал на который поступает непосредственно из канала пульта. Возможно три варианта реализации такого выхода. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Первый, наиболее часто встречающийся вариант, это т.н. Pre EQ , когда сигнал на директ поступает сразу после регулятора уровня чувствительности входа пульта, до канального эквалайзера.

В этом случае канальный эквалайзер и фейдер никак не влияют на сигнал, идущий на выход директ. Уровень сигнала на этом выходе определяется только положением регулятора чувствительности входа пульта. Эквалайзер никак не влияет на этот сигнал.

Второй вариант — post EQ , в этом случае сигнал на выход директ поступает после канального эквалайзера, уровень его, как и в предыдущем случае, определяется регулятором уровня чувствительности, но эквалайзер уже присутствует в тракте.

Третий вариант, post fader — когда сигнал на выход директ поступает после канального фейдера, в этом случае все элементы тракта канала влияют на него.

Таким образом, используя выходы директ для подключения многоканального устройства записи, мы можем значительно уменьшить количество используемых групповых шин, и сократить длину тракта прохождения сигнала. Группы в этой ситуации используются только в том случае, если нам надо послать на один канал многоканального устройства записи несколько уже смикшированных сигналов входных каналов пульта, что в современной студийной ситуации встречается достаточно редко, и число групп студийного пульта можно без ущерба для фукциональности сократить до восьми, и, даже до четырех в недорогих моделях.


Во многих студийных аналоговых пультах выходы каналов direct носят название to tape (на ленту) и могут работать в двух режимах — как собственно описанный выше direct , и альтернативно — как выход групповой шины. В этом случае в канале пульта есть отдельная кнопка direct , позволяющая адресовать физический разъем direct либо на direct out этого канала, либо на выход группы. Выбор адресуемой на direct out канала группы в этом случае невозможен. Например, если у пульта 8 групповых шин, то при отжатой кнопке direct первого канала на его direct out поступает сигнал с выхода первой группы, второго канала — второй группы, и т.д. На direct out девятого канала опять поступает сигнал первой группы, десятого — второй группы, и т.д. Таким образом, сигнал с выхода первой групповой шины может появиться на direct out первого, девятого и 17 канала, а с восьмой групповой шины — на direct out восьмого, 16 и 24 каналов. При большем числе каналов и шин этот цикл, соответственно, увеличивается.

Такая, на первый взгляд, сложная система позволяет осуществлять многоканальную запись с минимум перекоммутации кабелей в студии и значительно экономит время. В большинстве цифровых и программных пультов возможна произвольная маршрутизация от любого выхода пульта до любого физического разъема на панели в специальном меню, но, по умолчанию, обычно используется маршрутизация, сходная с аналоговыми пультами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭФФЕКТОВ — AUX

Кроме групповых и мастершины в пультах существуют дополнительные шины AUX. Их отличие от описанных выше состоит в том, что уровень сигнала, отдаваемого на шину из канала, определяется специальным регулятором AUX в канале пульта. Количество таких регуляторов в канале обычно равно числу дополнительных шин AUX, в аналоговых пультах от четырех до 12 регуляторов и шин. Шины AUX в студийных пультах, в свою очередь, могут быть монофоническими, стереофоническими и многоканальными. Как правило, дополнительные шины AUX используются для двух целей — подключения к их выходам устройств обработки сигнала и создания вспомогательного микса с альтернативным балансом для мониторинга исполнителю. Эти две задачи требуют разных режимов работы регуляторов AUX канала.

В первом случае, при подключении к выходу шины AUX внешнего устройства эффектов, уровень сигнала, посылаемого на дополнительную шину, кроме регулятора AUX должен регулироваться еще и канальным фейдером. Уменьшение или увеличение уровня сигнала, производимое канальным фейдером, должно соответствующим образом увеличивать или уменьшать уровень сигнала, посылаемого на устройство обработки. Таким образом, отбор сигнала на шину AUX происходит после фейдера канала, post fader , а сам регулятор AUX определяет соотношение прямого сигнала и эффекта.

Во втором случае, при создании альтернативного микса, уровни сигнала, подаваемого на шину AUX, не должны меняться при изменении положения канального фейдера, и отбор сигнала на шину AUX происходит до фейдера канала, такое подключение носит название pre fader .

В дорогих студийных аналоговых пультах переключатель режима работы pre fader/post fader имеется у каждого регулятора AUX в канале. В более дешевых моделях — у части регуляторов, в бюджетных моделях выбор отсутствует совсем, а регуляторы AUX канала постоянно находятся в одном из режимов — pre или post, на что указывает соответствующая надпись рядом с регулятором AUX канала.

Как и в случае с остальными шинами, выход шины AUX имеет общий регулятор уровня. В отличии от групповых шин, выход шины AUX нельзя подключить к мастершине.

КОНЦЕПЦИЯ IN-LINE

На разных этапах процесса записи требуются разные варианты маршрутизации сигналов от источников и устройства многоканальной записи.

Рассмотрим маршрутизацию на этапе трекинга.

Источники записываемых сигналов подключаются ко входам пульта. Далее индивидуальные сигналы каждого из источников должны быть направлены на входы устройства многоканальной записи. Два разных способа, применяемые для этого — с использованием групповых шин или выходов директ мы рассмотрели выше. Второй задачей на этом этапе является мониторинг записываемого сигнала в аппаратной с возможностью изменения баланса без изменения уровня сигналов, поступающих на устройство записи. Таким образом, мы можем менять баланс при прослушивании только меняя уровни сигнала, поступающего на пульт с выходов устройства записи. Для этого можно использовать каналы пульта, которые не заняты источниками. Но эта ситуация требует большого числа каналов — число каналов должно быть равно числу выходов устройства записи плюс число записываемых источников. Причем, позже, при сведении, все эти каналы не нужны, а их возможности при трекинге используются незначительно. Для уменьшения стоимости пультов появились специальные упрощенные входные каналы, предназначенные только для мониторинга записываемого сигнала на этапе трекинга. В этих каналах обычно есть регулятор чувствительности, два-четыре регулятора aux, панорама, и регулятор уровня. Традиционно в пультах конфигурации «сплит» они располагались справа от мастерсекции, над фейдерами групп, малое число регуляторов позволило разместить по два таких канала в одной ячейке пульта. При трекинге на эти каналы поступает сигнал с выходов многоканального устройства записи, поэтому обычно они носят название tape return . Они позволяют создавать в аппаратной отдельный микс, с самостоятельным балансом, независимо от положения регуляторов входных каналов, используемых для записи. А их регуляторы aux позволяют как подключать к ним устройства внешней обработки (сигнал которых не попадает на запись), так и сформировать отдельный микс с независимым балансом для исполнителей. При сведении сигнал с многоканального рекордера перекоммутируется на основные входы пульта, и уже там позволяет использовать все возможности входных каналов.

Позднее эти вспомогательные каналы были перемещены во входные каналы, и в каждом канале пульта появился второй фейдер и возможность переключения регуляторов уровня сигнала на дополнительных шинах AUX с основного канала на вспомогательный, и даже переключение некольких полос эквалайзера из тракта основного канала во вспомогательный. Такая конфигурация и получила название in-line , когда в одной ячейке пульта у вас присутствуют два независимых, но неравнозначных по возможностям канала.

В ряде моделей был сделан следующий шаг — когда любой из каналов пульта мог работать в режиме группового регулятора, просто вход канала подключался к выходу групповой шины, без возможности выбора номера шины, с постоянной адресацией выхода шины на вход канала — первый канал мог подключаться к выходу первой групповой шины, второй — второй шины, и т.д. Но широкого распространения такая конфигурация не получила.

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СИГНАЛА

Системы контроля пультов по принципу коммутации можно разделить на два типа — деструктивные и недеструктивные .

К недеструктивному типу относится принцип PFL pre fader listen , не изменяющий сигнал на всех выходах пульта, кроме мониторного, и позволяющий прослушивать отдельно индивидуальный источник сигнала, поступающий на активный вход канала. Такие системы используются в концертных и вещательных пультах, чтобы обеспечить возможность прослушивания отдельного источника не прерывая концерт или трансляцию. Система активируется специальной кнопкой (обычно без фиксации) PFL , при удержании которой сигнал, взятый до канального фейдера (т.е. после всей обработки, используемой в канале, включая разрывы), подается на контрольные мониторы, специально выделенный измеритель уровня и наушники звукорежиссера вместо ранее выбранного источника прослушивания. Сигнал на остальных выходах пульта не меняется.

Плюсами такого метода являются:

1. возможность контроля без изменения сигналов на выходах,

2. возможность прослушивания сигнала источника при закрытом фейдере канала,

3. возможность точной установки регулятора чувствительности во избежание перегрузки.

Минусами — при таком методе:

1. не контролируются положение источника в стереобазе, сигналы устройств, подключенных к источнику через шины аукс,

2. невозможно также контролировать взаимный баланс нескольких источников.

Всех этих недостатков лишен другой, деструктивный принцип построения системы контроля, называемый Solo In Place — SIP . Его отличие состоит в том, что при нажатии кнопки Solo (иногда она называется SIP ) отключаются все остальные каналы, кроме того, в котором нажата кнопка. Это дает возможность услышать индивидуальный сигнал источника с полной обработкой, местом в панораме и уровнем в миксе. Возможно прослушивание одновременно любого числа каналов. Для того, чтобы какой-то канал (или группа каналов) не отключались при нажатии кнопки «соло», есть возможность отключения любого из каналов от команд системы — этот режим носит название solo defeat . Это необходимо, если на вход этого канала поступает сигнал от устройств внешней обработки, в этом случае мы можем прослушать сигнал от выбранного кнопкой «соло» канала вместе с сигналом устройства внешней обработки. Минусом такого решения является изменение сигналов на всех выходах пульта — сигнал с отключенных каналов не поступает ни на выходы главной и групповых шин, ни на шины AUX, поэтому такая система может использоваться только в студийных пультах. В больших студийных пультах часто сосуществуют обе этих системы, либо имеется глобальный переключатель режимов работы системы контроля из деструктивного SIP в недеструктивный PFL.

Voltage Controlled Amplifier — усилитель, управляемый напряжением. Это устройство, коэффициент усиления которого определяется величиной напряжения, подаваемого на управляющий вход. Во многих пультах высшей и средней ценовых категорий такие устройства используются для регулировки уровня сигнала на выходах каналов пульта. В этом случае канальный фейдер управляет величиной управляющего напряжения, поступающего на VCA, который уже и определяет уровень сигнала на выходе канала.

Такая система позволяет объединять несколько канальных фейдеров в группу по управлению, без использования групповой шины, давая возможность регулировать общий уровень группы с сохранением баланса уровней каналов внутри нее.

Положительной стороной такого решения является отсутствие групповой шины, удлиняющей тракт прохождения сигнала. Отрицательной — невозможность общей обработки этой группы внешними устройствами. Возможность такого группирования в аналоговых пультах присутствует наряду с групповыми шинами, а цифровые пульты имеют эмуляцию подобного режима — группирования нескольких фейдеров в группу с управлением от отдельного фейдера, без создания групповой шины. Эти управляющие групповые фейдеры обычно находятся рядом с обычными групповыми регуляторами, и называются VCA group . В аналоговых пультах может быть от 4 до 8 таких Фейдеров. В этом случае у каждого канального фейдера есть специальный переключатель, подключающий цепь управления VCA этого канала к одной из управляющих групп.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

При всем разнообразии схем и способов автоматизации работы пультов, все они имеют некоторые общие черты.

Автоматизация пультов бывает двух видов — статическая и динамическая .

Статическая автоматизация — это как фотография всех регуляторов пульта, сделанных в один момент времени. Для того, чтобы вернуться к сохраненному состоянию пульта, в цифровых пультах достаточно загрузить соответствующий файл, восстановление сохраненных параметров происходит практически мгновенно.

В аналоговых пультах восстановление параметров в соответствии с записью статической автоматизации происходит вручную — каждый регулятор должен быть поставлен в правильное положение в соответствии с показаниями индикаторов системы автоматизации. Эти индикаторы показывают, в каком направлении должен быть повернут тот или иной регулятор для восстановления его положения на момент сохранения. Такая система получила название Total Recall . В больших аналоговых пультах этот процесс может занимать несколько часов.

Динамическая автоматизация — позволяет записывать в память устройства движение регуляторов пульта. В аналоговых пультах динамическую автоматизацию имеют только канальные фейдеры, все остальные регуляторы — только статическую. Динамическая автоматизация фейдеров в аналоговых пультах обычно использует моторизованные фейдеры, хотя есть решения и без моторизации, когда запоминаются только значения управляющих напряжений VCA, а физическое положение фейдера не отражает величины изменения уровня сигнала на выходе канала. Реальное значение можно увидеть на специальном индикаторе рядом с канальным фейдером, или на специальном дисплее. Из-за абсолютной ненаглядности процесса такие системы широкого распространения не получили.

Управление системами автоматизации уникально у каждого из производителей, но можно выделить некоторые общие режимы. Каждый из автоматизированных регуляторов имеет, как минимум, три режима работы автоматизации — read , write и update (у разных производителей эти режимы имеют разные названия, устоявшейся терминологии здесь нет).

В режиме read регулятор считывает ранее записанный сигнал системы автоматизации, и перемещается в соответствии с ним.

В режиме write происходит запись изменения положения регулятора со стиранием предыдущей информации.

В режиме update изменение положения регулятора записывается без стирания предыдущей записи, позволяя корректировать уже имеющуюся информацию системы автоматизации.

В общем случае пульт дистанционного управления (ПДУ, RCU) - беспроводное или проводное устройство, предназначенное для управления каким-либо механизмом, объектом или процессом на расстоянии. Все устройства ДУ подразделяются на группы:

  • по способу получения электропитания: по кабелю, автономное;
  • по используемому каналу для передачи управляющих сигналов: ИК, ультразвук, радио, провод, механический привод;
  • по функциональности: с одним набором команд, универсальный для нескольких устройств одного производителя, программируемый (обучаемый);
  • по мобильности и другим признакам.

Наиболее распространенный в настоящее время вид пультов ДУ - мобильное автономное беспроводное устройство с управлением объектами по инфракрасному каналу (ИК). Именно такой вид устройств ДУ используем в быту, когда передаем управляющие сигналы на телевизор, кондиционер, музыкальный центр, плеер и другую бытовую технику.

В первых моделях пультов присутствовал минимум управляющих элементов только для выполнения основных функций. Со временем подход изменился: современные изделия имеют полный комплект элементов управления, а сами управляемые устройства содержат их ограниченный набор.

Устройство пульта дистанционного управления

Гаджет представляет собой небольшую продолговатую пластиковую коробочку. На лицевой ее части располагаются кнопки, с помощью которых осуществляется выбор управляющей команды.

На торце устройства расположено отверстия для линзы ИК-излучателя, который непосредственно и отправляет команду на исполнение. С обратной стороны, под крышкой, располагается ниша для установки элементов питания. Как правило, это две батарейки AAA.

Если разобрать пульт, отсоединив верхнюю его часть от нижней, то мы увидим еще два элемента. Первый - печатная плата с контактными площадками и смонтированной электроникой.
Второй - выполненная из мягкого эластичного материала накладка с выпуклыми кнопками управления с проводящими дисками.

Инфракрасный беспроводной пульт дистанционного управления: принцип действия

Устройство пульта и работа дистанционного управления основаны на односторонней или двусторонней передаче информации между пультом и объектом управления с помощью лучей света в инфракрасном диапазоне. Для приема и передачи сигналов применяются ИК-приемники и передатчики.

Схему с двусторонним каналом передачи информации имеют пульты, управляющие кондиционерами: на кондиционер отправляется управляющий сигнал, а обратно возвращаются параметры работы агрегата и данные о температуре.

Все остальные модели в подавляющем большинстве случаев одноканальные.

Передача и прием команд

Возьмем операцию, которая наиболее часто встречается в быту: дистанционное беспроводное управление телевизором. Первое, что делает схема пульта, определяет, какая кнопка была нажата. Принцип определения тот же, что и в компьютерной клавиатуре: сканирование матрицы размещенных кнопок. Но, в отличие от клавиатуры ПК, на ПДУ генератор сканирования находится в режиме ожидания и включается только при нажатии кнопок на пульте. Этим достигается экономное использование элементов питания.

Затем производится кодирование управляющего сигнала (команды) и передача его ИК-светодиодом. Перед передачей основного сигнала производится синхронизация передающего и приемного устройств, также на приемной стороне производится проверка соответствия кода пульта. Сама же передача будет осуществляться в течение всего времени, пока нажата управляющая кнопка.

Следует заметить, что производители электронных устройств ничем не ограничены в создании алгоритмов кодирования управляющих сигналов и используемых частот модуляции. Это приводит к тому, что часто даже однотипные модели одного производителя требуют для управления разные пульты управления.

Схема пульта дистанционного управления

Большинство схем пультов ДУ TV и других бытовых устройств в своей основе имеют основную микросхему , формирующую сигнал управления после нажатия соответствующей клавиши, усилитель сигнала и ИК-светодиод . Разница заключается лишь в наименовании и компоновке радиоэлементов внутри корпуса устройства и на печатной плате.

Микросхема представляет собой специализированный микроконтроллер, в который в процессе производства записывается программный код. Записанная программа затем уже не изменяется в течение эксплуатации. На плате располагается также кварцевый резонатор для синхронизации частоты приемника и передатчика. Усилитель сигнала входит в состав микросхемы или выполнен на отдельном элементе.

Для самостоятельного создания такого устройства, кроме радиолюбительских навыков, вам необходимо также уметь создавать программный код для микроконтроллеров.

Пульт ДУ для ПК

Пульт дистанционного управления для персонального компьютера может оказаться полезным при работе с интерфейсом, как самой операционной системы, так и при управлении функционированием различных программ. Например, управление презентациями в Power Point или воспроизведением медиа-контента в Media Center . Иногда такие пульты уже входят в комплект ПК.

Производители пультов для ПК, в отличие от TV, реализовали 2 решения: ИК и радиопульты. Дело в том, что устойчиво при управлении в инфракрасном диапазоне взаимодействует с устройством при прямой видимости и на расстоянии до 10 м, что достаточно для TV, но может оказаться неудобным для управления ПК, особенно во время презентаций. Радиопульт увеличивает это расстояние до 30 м независимо от препятствий на пути сигнала.

Внешне радиопульт от ИК будет отличаться только наличием небольшой антенны. Но для того, чтобы можно было осуществлять управление, ПК необходим еще один элемент: приемник радио- или ИК- сигнала, установленный в компьютер или ноутбук. Это может быть, как встроенное устройство, так и модуль, подключаемый к порту USB. Второй вариант предпочтительней.

Универсальный и/или программируемый пульт ДУ

Универсальный пульт дистанционного управления может потребоваться в двух случаях:

  1. Не найдена замена для утерянного или вышедшего из строя старого пульта управления TV или другой бытовой техники.
  2. Множество различной бытовой техники в одном помещении делает управление ею с разных пультов чрезвычайно неудобным, так как понятие «правильного дизайна» и «оптимальной эргономичности» у всех производителей свое.

Различают два вида таких устройств: пульты, запоминающие команды (обучающиеся), и программируемые универсальные ПДУ. В первом случае, для ввода нужных кодов используется штатный ПДУ TV или другого устройства. Во втором, список доступных кодов и моделей техники, которыми можно управлять, находится в инструкции к прибору управления. Разница в том, что, несмотря на тысячи моделей устройств, поддерживаемых универсальными пультами, нужного устройства в этом перечне может не оказаться.

«Обучение» запоминающих пультов производится в соответствии с руководством пользователя и с использованием оригинального ПДУ. Если приобретенный пульт имеет на своей передней панели меньшее количество клавиш, чем у «родного», то в первую очередь следует программировать только те, которые необходимы.

После приобретения универсального многофункционального пульта не стоит выбрасывать старые штатные. Во-первых, они могут потребоваться, если новый внезапно выйдет из строя. Во-вторых, на универсальном может не оказаться некоторых нужных элементов. И в-третьих, они могут потребоваться для перепрограммирования в случае сбоя или смены элементов питания.

Смартфон в качестве ПДУ

Еще один вариант ПДУ практически для любого устройства - использование в качестве управляющего устройства смартфона. При этом в нем может быть, а может и не быть реализована передача сигналов в ИК диапазоне (технология IrDA ). В последнем случае управление осуществляется через Bluetooth или Wi-Fi. Единственное ограничение состоит в том, что управляемое устройство должно также поддерживать эти протоколы обмена информацией, что реализовано не на всей технике.

Более интересен в качестве ПДУ вариант смартфона с ИК-портом. Рассмотрим это на примере модели Xiaomi Redmi 3 и довольно старого телевизора Daevoo . Нам потребуется установить из Google Play специальное приложение. Оно может быть любым, главное, чтобы в перечне поддерживаемого оборудования присутствовала нужна модель объекта управления. Для этого телефона с оболочкой от MIUI оно называется Mi Remote (русский язык присутствует).

Выбор редакции
Немецкое слово брандмауэр (нем. Brandmauer, от Brand - пожар и Mauer - стена) плотно вошло в обиход пользователей операционной системы...

Существует множество различных способов конвертирования различных форматов изображений. Сегодня мы с вами рассмотрим несколько из них,...

С переходом к десятой модификации операционной системы Windows большинство пользователей очень обрадовалось тому, что в интерфейсе...

Для некоторых людей подъем по утрам – очень сложная задача. Хорошо, когда не нужно никуда спешить, но если Вы боитесь опоздать на работу,...
В «Инстаграме» самыми популярными объектами являются, естественно, фотографии. Конечно, снимки с комментариями будут смотреться намного...
Аппараты на ОС Андроид отличаются возможностью изменить практически все в интерфейсе пользователя. Китайская модификация прошивки – miui,...
В век бурно развивающихся технологий индустрия наручных часов не остаётся в стороне. В 2017 году швейцарская компания TAG Heuer...
Сегодня в центре нашего внимания InFocus M2 — один из лучших компактных бюджетных смартфонов 2015 года. Звучит громко? Согласен. Нужны...
Можно рассмотреть на простом примере, и второй вариант: редактирование из консоли восстановления файла BOOT.INI. Главная загрузочная...