Тест амтхауэра. Тест амтхауэра Отзыв испытуемого о проведенной беседе


Форма А

Общая инструкция.

Всего в данном блоке Вам будет предложено 8 интеллектуальных методик. В каждой методике содержится по 16 заданий, а к каждому заданию на стимульных бланках будет дано пять вариантов ответа под индексами «а», «б», «в», «г», «д».

Рассмотрим, как заполнять бланки на примере методики № 1.

Инструкция к методике № 1 «Аналогии». Сущность задания состоит в установлении логических отношений или взаимосвязей между словами (понятиями) по заданному образцу.

Пример задания

Регистрационный бланк № 1

1. Летчик

Моряк

1

2

в. корабль

3

4

5

6

В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенной взаимосвязи, например, «летчик - небо». Это задающая аналогия, в которой подразумевается, что деятельность летчика связана с небом.

Справа в каждом задании также подчеркнуто слово, а под ним находятся четыре варианта ответа. Вам необходимо выбрать одно из четырех слов, которое находилось бы по отношению к подчеркнутому в такой же логической зависимости, как и левая пара слов. Так, в приведенном примере, как «летчик» относится к «небу», так «моряк» относится к «морю». Значит, верным ответом является вариант под индексом «г». В регистрационном листе соответственно номеру задания Вы поставите метку в графе под индексом «г». Если в приведенных вариантах нет верного ответа, необходимо поставить метку в графе под индексом «д». Будьте внимательны при выполнении задания. Далее по каждой методике вам будет дано отдельное объяснение.

На выполнение 1 задания отводится 3 минуты.

Стимульный бланк к методике № 1. «аналогии»

1

6

11

ель

стол

бежать

кричать

фильм

опера

а. мебель

а. молчать

б. шептать

б. артист

в. гарнитур

в. шуметь

2

7

12

глава

квартира

театр

библиотека

гора

дерево

а. корень

б. комната

в. читатель

г. букинист

3

8

13

среда

воскресенье

пароход

поезд

число

слово

а. четверг

пристань

б. суббота

б. вокзал

в. вторник

в. рельсы

в. читатель

г. понедельник

г. рассказ

4

9

14

шар

куб

нога

глаза

прохлада

голубой

а. зрение

б. фигура

в. теплый

г. квадрат

5

10

15

коза

хлеб

музыка

пение

малина

физика

животное

а. ученик

б. солист

б. вакуум

г. тарелка

16

растение

утка

в. лететь

Инструкция к методике № 2 «Числовые ряды». Сущность методики состоит в установлении закономерностей, лежащих в основе построения числового ряда и нахождении числа, которое должно продолжить этот ряд.

У Вас стимульный бланк с заданиями и вариантами ответов и регистрационный лист, в котором Вы отмечаете верный, на Ваш взгляд, ответ.

Рассмотрим пример выполнения задания.

6 9 12 15 18 21...

Регистрационный бланк № 2.

В стимульном бланке даны числовые ряды.

Пример 1: числовой ряд 1 2 3 4 5 6. Закономерность его построения состоит в том, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу, число, которое может продолжить этот ряд, - 7. Посмотрим в правую часть задания, где даны ответы. Верный ответ приведен в графе «г». Вы должны в регистрационном бланке в графе «г» поставить метку «+» в строке задания 1.

Пример 2: даны числа 6 9 12 15 18 21. Каждое последующее число больше предыдущего на три, т.е. число, которое может продолжить этот ряд, - 24. Верный ответ приведен в графе «а» правой стороны стимульного бланка. Вы ставите метку в регистрационном бланке в графе «а» в строке задания 2.

Методика «Числовые ряды» составлена по принципу возрастающей трудности. В основе построения числовых рядов могут лежать арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, извлечение корня. Могут встречаться сочетания двух арифметических действий (например, сложения и вычитания) или два идущих параллельно числовых ряда в одном задании.

На выполнение методики отводится 4 минуты.

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (КР-3-85)
Форма А
Общая инструкция.

Всего в данном блоке Вам будет предложено 8 интеллектуальных методик. В каждой методике содержится по 16 заданий, а к каждому заданию на стимульных бланках будет дано пять вариантов ответа под индексами «а», «б», «в», «г», «д».

Рассмотрим, как заполнять бланки на примере методики № 1.

Инструкция к методике № 1 «Аналогии». Сущность задания состоит в установлении логических отношений или взаимосвязей между словами (понятиями) по заданному образцу.

Пример задания


Регистрационный бланк № 1

1. Летчик

Моряк




а

б

в

г

д

небо

а. шторм

1

+

б. парус

2

в. корабль

3

г. море

4

д. -

5

6

В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова , которые находятся в определенной взаимосвязи, например, «летчик - небо». Это задающая аналогия, в которой подразумевается , что деятельность летчика связана с небом.

Справа в каждом задании также подчеркнуто слово, а под ним находятся четыре варианта ответа. Вам , которое находилось бы по отношению к подчеркнутому в такой же логической зависимости, как и левая пара слов. Так, в приведенном примере, как «летчик» относится к «небу», так «моряк» относится к «морю». Значит, верным ответом является вариант под индексом «г». В регистрационном листе соответственно номеру задания Вы поставите метку в графе под индексом «г». Если в приведенных вариантах нет верного ответа , необходимо поставить метку в графе под индексом «д». Будьте внимательны при выполнении задания. Далее по каждой методике вам будет дано отдельное объяснение.

На выполнение 1 задания отводится 3 минуты.

Стимульный бланк к методике № 1.

«АНАЛОГИИ»


1

6

11

ель

стол

бежать

кричать

фильм

опера

дуб

а. мебель

стоять

а. молчать

экран

а. театр

б. шкаф

б. шептать

б. артист

в. гарнитур

в. шуметь

в. пение

г. ваза

г. звать

г. сцена

д. -

д. -

д. -

2

7

12

глава

квартира

театр

библиотека

гора

дерево

роман

а. кухня

зритель

а. полки

пещера

а. корень

б. комната

б. книги

б. дупло

в. дверь

в. читатель

в. крона

г. дом

г. букинист

г. ствол

д. -

д. -

д. -

3

8

13

среда

воскресенье

пароход

поезд

число

слово

пятница

а. четверг

пристань

а. депо

цифры

а. фраза

б. суббота

б. вокзал

б. буквы

в. вторник

в. рельсы

в. читатель

г. понедельник

г. шпала

г. рассказ

д. -

д. -

д. -

4

9

14

шар

куб

нога

глаза

прохлада

голубой

круг

а. тело

костыль

а. зрение

мороз

а. вечер

б. фигура

б. очки

б. небо

в. конус

в. слезы

в. теплый

г. квадрат

г. веки

г. синий

д. -

д. -

д. -

5

10

15

коза

хлеб

музыка

пение

малина

физика

животное

а. обед

оркестр

а. хор

ягода

а. ученик

б. пища

б. солист

б. вакуум

в. батон

в. сцена

в. колба

г. тарелка

г. певец

г. закон

д. -

д. -

д. -

16

растение

утка

семя

а. мясо

б. перо

в. лететь

г. яйцо

д. -

Тест структуры интеллекта был разработан западногерманским психологом Р. Амтхауэром (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора. Данный тест (Amthauer Intelligens Structur Test, IST) предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Тест составлен из девяти групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

Во всех группах заданий, за исключением IV–VI субтестов, используются задачи закрытого типа.
I. Осведомленность (О) - исследование , чутья языка, запаса простых знаний, .
Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, - это не просто репродуктивный акт памяти (так как необходимо актуализировать именно те знания, которые нужны для решения конкретной задачи), а акт соотнесения условий задачи и той информации, которая может быть использована для ее решения. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий - 20. Время выполнения - 6 мин.

II. Исключение лишнего (ИЛ) - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями, аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать предметы и явления между собой. Решение задач данного субтеста начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначающих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как одномоментный акт установления различия или сходства, а как , включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Для успешного осуществления аналитико-синтетической деятельности, испытуемый должен суметь выделить существенный отвлеченный признак, по которому слова относятся к определенной категории. Посредством анализа производится выделение общих и различных признаков, а затем в результате вычленения общих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин.

III. Поиск аналогий (ПА) - исследование способности выносить , способности к обобщению, анализ комбинаторных способностей. Р. Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консультирования, так как он определяет уровень развития словесно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях обследуемого.

В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий - 20, время выполнения - 7 мин.

IV. Определение общего (ОО) - оценка способности к и абстрагированию. По его результатам можно судить об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий. На результаты данного субтеста большое влияние оказывает культурный уровень микро среды испытуемого и особенности школьного обучения.

Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием или словосочетанием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

V. Арифметический (АР) - оценка уровня развития мышления: способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению.

Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.

VI. Определение закономерностей (ОЗ) - анализ индуктивного мышления, аналитико-синтетических способностей, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения - 10 мин.

VII. Геометрическое сложение (ГС) - исследование способности к оперированию двухмерными образами, пространственному , комбинаторным способностям.

Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий - 20. Время выполнения - 7 мин.

VIII. Кубики (Пространственное воображение, ПВ) - исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. Отличие заключается в том, что в данном случае испытуемый работает с трехмерными образами, и следовательно, выполнение данного субтеста предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления. Косвенно данный субтест определяет уровень развития наглядно-действенного мышления.

В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.

IX. (З). Состоит из заданий, направленных на диагностику уровня развития вербальной кратковременной памяти, способности сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Время выполнения 20 заданий - 6 мин.

Всего обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в шкальные оценки.

Тест имеет достаточно высокие показатели по и надежности.

Применение теста структуры интеллекта Амтхауэра, а точнее, знание степени развития тех или иных , позволяет оптимизировать процесс психологической коррекции интеллектуальных умений, процессы профориентации и профотбора, взаимодействие руководителя с исполнителем в процессе трудовой деятельности.

Раздел 1. Задания 1–20.
Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

1. …не относится к погодным условиям
а) метель, б) буря, в) землетрясение, г) град, д) туман.
2. Противоположностью понятия бережливый будет…
а) дешевый, б) жадный, в) расточительный, г) достойный,
д) богатый.
3. Противоположным слову «никогда» будет слово…
а) часто, б) многократно; в) случайно, г) иногда, д) всегда.
4. Ботинок всегда имеет...
а) кожу, б) крючки, в) шнурки, г) пряжку, д) подошву.
5. Противоположностью понятия верность является...
а) любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.
6. Влияние человека на окружающих должно зависеть от…
а) власти, б) умения убеждать, в) положения, г) репутации,
д) ума.
7. В ходе соревнований необходим …
а) судья, б) соперник, в) зритель, г) аплодисменты, д) победа.
8. Человек, который скептически относится к прогрессу, является…
а) демократом, б) радикалом, в) либералом, г) консерватором,
д) анархистом.
9. Дядя … бывает старше своего племянника
а) редко, б) часто, в) всегда, г) никогда, д) иногда.
10. У коня всегда есть…
а) конюшня, б) подкова, в) сбруя, г) копыта, д) грива.
11. Не служит предупреждением несчастных случаев…
а) стоп-сигнал, б) защитные очки, в) аптечка, г) предупреждающий сигнал, д) шлагбаум.
12. Из приведенных городов южнее всего расположен…
а) Орел, б) Иркутск, в) Ялта, г) Таллинн, д) Кишинев.
13. Отцы бывают опытнее сыновей…
а) всегда, б) обычно, в) значительно, г) изредка, л) безусловно.
14. Рост 10-летнего ребенка составляет примерно…
а) 160 см, б) 140 см, в) 110 см, г) 105 см, д) 115 см.
15. Самой высокой калорийностью обладает при одинаковом количестве…
а) рыба, б) мясо, в) жир, г) сыр, д) овощи.
16. Зная процентное отношение невыигравших лотерейных билетов к выигрышным, можно рассчитать…
а) количество выигрышей, б) доход государства, в) возможность
выигрыша, г) количество участников, д) размеры выигрышей.
17. Банкнота стоимостью в 100 долларов имеет длину
а) 17.5 см, б) 20.5 см, в) 19.5 см, г) 11.5 см, д) 7 см.
18. Не вполне проверенное высказывание называют …
а) парадоксальным, б) преждевременным, в) двусмысленным,
г) ошибочным, д) гипотетичным;
19. Расстояние между Киевом и Владивостоком составляет примерно... км.
а) 3000, б) 14000, в) 8000, г) 1200, д) 16000.
20. Сознательное присвоение себе чужой мысли и выдача ее за свою является…
а) муляж, б) плагиат, в) пародия, г) компромисс, д) компиляция.

Раздел 2. Задания 21–40.
В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так. «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

21. а) строгать; б) есть; в) шить; г) пилить; д) ковать.
22. а) площадь; б) размер; в) объем; г) продолжительность;
д) ши рина.
23. а) направление; б) восток; в) езда; г) полюс; д) юг.
24. а) скрипка; б) тромбон; в) кларнет; г) флейта; д) саксофон.
25. а) бегать; б) стоять; в) грести; г) кататься на санках; д) скакать на лошади.
26. а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.
27. а) круг; б) стрелка; в) эллипс; г) дуга; д) кривая.
28. а) автобус; б) трамвай; в) мотоцикл; г) велосипед; д) поезд.
29. а) развод; б) разлука; в) паспорт; г) граница; д) разобщение.
30. а) овальный; б) длинный; в) острый; г) круглый; д) ребристый.
31. а) связать; б) соединить; в) освободить; г) сделать узел;
д) склеить.
32. а) волнистый; б) шероховатый; в) гладкий; г) неровный;
д) прямой.
33. а) мост; б) граница; в) брак; г) дружба; д) общество.
34. а) строгать; б) сверлить; в) шлифовать; г) полировать; д) гладить.
35. а) камень; б) сталь; в) шелк; г) резина; д) пластмасса.
36. а) компас; б) часы; в) стрелка; г) полярная звезда; д) курс.
37. а) фильтр; б) тюль; в) абажур; г) решетка; д) сеть.
38. а) молния; б) шлагбаум; в) водопроводный кран; г) отвертка;
д) штопор.
39. а) мерцающий;б) зеркальный; в) матовый; г) шероховатый;
д) блестящий.
40. а) тренировка; б) планирование; в) учение; г) решение;
д) вербовка.

Раздел 3. Задания 41–60.
В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов - полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

41. Найти: потерять = вспомнить: …
а) сохранить; б) отказаться; в) забыть; г) думать; д) мечтать.
42. Врач: хирург = металлург: …
а) мартен; б) чугун; в) огонь; г) сталевар; д) плавка.
43. Совещание: постановление = рассуждать: …
а) вести переговоры; б) принимать решение; в) обсуждать;
г) взвешивать; д) обдумывать.
44. Трамвай: рельсы = автобус:…
а) колеса; б) кузов; в) шины; г) шоссе; д) скорость.
45. Спортсмен: шиповки = ученый:…
а) институт; б) исследование; в) работа; г) изучение; д) микроскоп.
46. Дерево: строгать = железо:…
а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.
47. Серебро: золото = кольцо: …
а) часы; б) рубин; в) драгоценный камень; г) браслет; д) платина.
48. Кровь: вена = вода: …
а) шлюз; б) труба; в) кран; г) дождь; д) река.
49. Лестница: трап = дом: …
а) лифт; б) двор; в) винтовая лестница; г) палатка; д) комната.
50. Горы: перевал = река:…
а) паром; б) мост; в) брод; г) перевоз; д) лодка.
51. Цветок: ваза = птица…
а) гнездо; б) воздух; в) куст; г) дерево; д) клетка.
52. Еда: пряности = лекция:…
а) оскорбление; б) речь; в) юмор; г) обращение; д) план.
53. Язык: кислое = нос: …
а) понюхать; б) дышать; в) попробовать; г) горелое; д) соленое.
54. Пальто: юбка = шерсть:…
а) ткань; б) овца; в) шелк; г) свитер; д) текстиль.
55. Слепота: цвет = глухота:…
а) слух; б) слушание; в) тон; г) слово; д) ухо.
56. Потребность: изобретение = жара: …
а) жажда; б) экватор; в) лед; г) солнце; д) холодно.
57. Вершина горы: давление воздуха = высота тона: …
а) камертон; б) сопрано; в) детский хор; г) длина струны;
д) тембр.
58. Такса: борзая = тление: …
а) пожарник; б) фонарь; в) пожар; г) спичка; д) лесной пожар.
59. Нерв: провода = зрачок: …
а) излучение; б) глаз; в) видение; г) свет; д) диафрагма.
60. Гнев: аффект = грустить: …
а) радость; б) злоба; в) настроение; г) бешенство; д) жалость.

Раздел 4. Задания 61–76.
В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые
объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае - двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

61. Роза - тюльпан…?
62. Глаз - ухо…?
63. Сахар - алмаз…?
64. Дождь- снег…?
65. Почтальон - телефон…?
66. Фотоаппарат - очки…?
67. Желудок - кишечник…?
68. Много - мало…?
69. Яйцо - семя…?
70. Флаг - крест…?
71. Фиалка - слон…?
72. Газохранилище - портфель…?
73. Начало - конец…?
74. Жадность - щедрость…?
75. Предложение - спрос…?
76. Впереди - снизу…?

Раздел 5. Задания 77–96.
В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

77. У мальчика было 50 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
78. Сколько километров проедет товарный поезд за 7 часов, если его скорость составляет 40 км/час?
79. 15 ящиков овощей весят 250 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес овощей?
80. Траншею 7 человек выкопают за 78 дней. За сколько часов выкопают такую же траншею 21 человек?
81. Три карандаша стоят 5 монет. Сколько карандашей можно приобрести на 50 монет?
82. Человек пробегает 1,75 м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?
83. Ворота находятся на 15 м южнее дома, а дерево стоит на 15м южнее ворот. Сколько метров от дерева до дома?
84. Кусок материи длиной 4,5 м стоит 90 монет. Сколько стоит 2,5 м такой же материи?
85. 7 рабочих выполняют задание за 6 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?
86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до
52 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?
87. Цех изготавливает за 8 часов 304 авторучек. Сколько авто- ручек будет изготовлено за полчаса?
88. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей свинца. Сколько граммов серебра потребуется для получения 15 г сплава?
89. За час рабочий А зарабатывает 3 рубля, а рабочий Б - 5 ру-
блей. Вместе они заработали 120 рублей? Сколько рублей заработал Б?
90. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м материи, а второй - 40 м. Сколько материи изготовит первый цех к тому времени, когда второй уже выпустит 60 м материи?
91. Мама пошла в магазин. Десятую часть денег она истратила в овощном магазине, а в парфюмерии в 4 раза больше. У нее осталось 60 коп. Сколько денег у нее было вначале?
92. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло
на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в меньшем ящике?
93. Полосу материи длиной 60 см разрезали на две части так, что
одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска
материи, который меньше?
94. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а четыре пятых остатка продает в своей стране. Какой процент продукции остался на складе предприятия?
95. Вино, заполняющий 7/8 объема емкости, стоит 84 монеты. Сколько монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?
96. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько
в семье сыновей?

Раздел 6. Задания 97–116.
В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24
98. 15, 16, 18, 19, 21, 22, 24
99. 19, 18, 22, 21, 25, 24, 28
100. 16, 12, 17, 13, 18, 14, 19
101. 2, 4, 8, 10, 20, 22, 44
102. 15, 13, 16, 12, 17, 11, 18
103. 25, 22, 11, 33, 30, 15, 45
104. 49, 51, 54, 27, 9, 11, 14
105. 2, 3, 1, 3, 4, 2, 4
106. 19, 17, 20, 16, 21, 15, 22
107. 94, 92, 46, 44, 22, 20, 10
108. 5, 8, 9, 8, 11, 12, 11
109. 12, 15, 19, 23, 28, 33, 39
110 7, 5, 10, 7, 21, 17, 68
111. 11, 15, 18, 9, 13, 16, 8
112. 3, 8, 15, 24, 35, 48, 63
113 4, 5, 7, 4, 8, 13, 7
114. 8, 5, 15, 18, 6, 3, 9
115 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69
116 5, 35, 28, 4, 11, 77, 70

Раздел 7. Задания 117–136.
В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

Раздел 8. Задания 137–156.
Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д») Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача - определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Раздел 9. Задания 157–177.
Вам дается три минуты на то, чтобы Вы выучили наизусть приведенные ниже слова. Учите слова до тех пор, пока не получите указания закончить.
Таблица для заучивания
Ель, папоротник, зверобой, черемуха, жимолость
Фреза, сверло, молоток, тиски, винторез
Рисунок, гравюра, икона, драма, эпос
Цапля, канарейка, соловей, удод, ласточка
Бобер, зебра, осел, хомяк, шакал

Вопросы, касающиеся полученных слов, находятся на отдельных бланках. Вам необходимо найти слова, которые занимают такое же порядковое место, что и в заученном Вами бланке.

Задание
157. а) зверобой; б) молоток; в) цапля; г) черемуха; д) ель.
158. а) икона; б) жимолость; в) попугай; г) рубанок; д) шакал.
159. а) молоток; б) канарейка; в) папоротник; г) акварель; д) зебра.
160. а) ножницы; б) осел; в) черемуха; г) удод; д) рисунок.
161. а) ласточка; б) жимолость; в) уж; г) драма; д) ножницы.
162. а) ель; б) хомяк; в) фельетон; г) ножницы; д) попугай.
163. а) фреза; б) акварель; в) фазан; г) тюльпан; д) бобер.
164. а) рисунок; б) винторез; в) бобер; г) ласточка; д) папоротник.
165. а) винторез; б) соловей; в) гвоздика; г) хомяк; д) фельетон.
166. а) акварель; б) тюльпан; в) молоток; г) щука; д) дрозд.
167. а) черемуха; б) хомяк; в) икона; г) фазан; д) сверло.
168. а) хомяк; б) гравюра; в) тиски; г) канарейка; д) зверобой.
170. а) молоток; б) эпос; в) осел; г) жимолость; д) цапля.
171. а) сверло; б) бобер; в) рисунок; г) тюльпан; д) ласточка.
172. а) осел; б) иллюстрация; в) соловей; г) тиски; д) жасмин.
173. а) канарейка; б) папоротник; в) ножницы; г) ирис; д) хомяк.
174. а) цапля; б) фельетон; в) гвоздика; г) фреза; д) щука.
175. а) бобер; б) черемуха; в) ласточка; г) сверло; д) гравюра.
176. а) щука; б) молоток; в) зверобой; г) ель; д) икона.
177. а) папоротник; б) хомяк; в) гравюра; г) цапля; д) винторез.

Обработка результатов теста

За совпадение ответов с ключом респонденту начисляется один балл. Для Субтеста 4 баллы подсчитываются следующим образом:

Совпадение с ключом – 2 балла.
Аналогичное, но неполное значение слова – 1 балл.
Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

Описание субтестов

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.
Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.
Субтест 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.
Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.
Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
Субтест 7: «ПВ» (пространственное ): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.
Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико- синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.
Субтест 9: «Пм» (память, способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана.

Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной . Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной подготовке и успешности в обучении.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.

Ф.И.О. испытуемого Светлова Анна Григорьевна

Надежность = Эффективность / Продуктивность = 0,78

Эффективность – 5 ст. Продуктивность – 5 ст. Надежность – 5 ст.

Стиль интеллектуальной деятельности - оптимальный

Заключение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание 2: по результатам тестирования одного из однокурсников составьте текст беседы с ним об особенностях развития его интеллектуальных способностей и индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Проведите беседу.

Бланк фиксации результатов по методике КР-3-85

Возраст ____________ Дата обследования _________________________

Надежность = Эффективность / Продуктивность = ____________________

Эффективность – ______ Продуктивность – ______ Надежность – _______

Стиль интеллектуальной деятельности - _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв испытуемого о проведенной беседе

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Занятие VII. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (2 ч.)

Цель занятия: формирование навыковпроведения тестирования,обработки и интерпретации результатов обследования с помощьюкультурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

Задачи занятия: 1.Закрепить знание содержания заданий методики и требований к ее проведению.

2. Формировать навык проведения тестирования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

3. Освоить алгоритм обработки результатов обследования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

4. Формировать навык написания психологического заключения по результатам обследования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

Задание на самостоятельную подготовку к занятию: изучите рекомендуемую литературу, проверьте качество подготовки к занятию с помощью контрольных вопросов.

Контрольные вопросы

1. Для изучения интеллектуальных способностей лиц какого возраста предназначен культурно-свободный тест Р. Кеттелла?

2. Дайте определение понятий свободный и связанный интеллект.

3. Расскажите о специфике заданий, использованных в данном интеллектуальном тесте.

4. Расскажите о требованиях к проведению методики и алгоритме обработки результатов тестирования с помощью теста Р. Кеттелла.

5. Каковы особенности составления психологического заключения по результатам тестирования с помощью теста Р. Кеттелла?

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006. – С. 154 - 155.

2. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. - СПб.: ИМАТОН, 1994. – 14 с.

3. Новые тесты IQ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 84 – 137.

4. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. - СПб.: Речь, 2002. – 24 с.


Задание для работы на практическом занятии: выполните тест Р. Кеттелла, обработайте результаты тестирования и напишите психологическое заключение.

Ф.И.О. испытуемого ____________________________________________

Возраст ___________ Дата обследования ____________________

Задание Часть 1 Часть 2
1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Домашнее задание 1: проведите тестирование одного испытуемого с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела, обработайте результаты и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Р. Кеттелла

Ф.И.О. испытуемого _____________________________________________

Возраст __________ Дата обследования ___________________

Задание Часть 1 Часть 2
1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

Сумма баллов = ______ IQ = ______

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Домашнее задание 2: обработайте результаты тестирования с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Р. Кеттелла

Ф.И.О. испытуемого Кондратьева Наталья Викторовна

Задание Часть 1 Часть 2
1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест
c b c c c b c c
d c b d e c b d
a d a b a d a b
c c b c c c e c
b c d e b c d a
c a a b d a a a
c c c c c d c d
e c b c d c b d
b d e b e e
a e d a b a
d c b a d b
c a e e d b
b
e

Сумма баллов = ______ IQ = ______

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ___________________________________________

Исследование структуры интеллекта личности.

Описание теста

Тест интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

Процедура проведения теста

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров.

На каждый субтест отводится фиксированное время:

Субтест Время, мин Субтест Время, мин
1 6 5 10
2 6 6 7
3 7 7 9
4 8 8 10
9 3 (запоминание)
6 (воспроизведение)
Инструкция к тесту

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов.

Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы.

Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Тестовый материал

Описание заданий раздела 1 и образцы решений

Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

Образец 1.

Кролик больше всего похож на…
а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа.

Если вы нашли правильный ответ, то в листе ответов ставится следующее: , означающее, что «Кролик больше всего похож на зайца ».

Образец 2.

Противоположностью надежды является…
а) грусть; б) злость; в) нежность; г) уныние; д) отчаяние.

В листе ответов ставится: , означающее, что «Противоположностью надежды является отчаяние ». Естественно, записывать в лист ответов получившееся по смыслу предложение не нужно: у вас очень ограничено время. Лучше еще раз проверить ваши ответы, и если вдруг найдется другое решение, то зачеркнуть прежнюю букву и поставить рядом другую.

Раздел 1. Задания 1-20

  1. У дерева всегда есть…
    а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.
  2. Комментарий – это…
    а) закон; 6) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек.
  3. Противоположностью предательства является…
    а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность.
  4. Женщины … бывают выше мужчин.
    а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда.
  5. Обед не может состояться без…
    а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода.
  6. Занятием, противоположным отдыху, является…
    а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.
  7. Для торговли необходимо иметь…
    а) магазин; б) деньги; в) прилавок; г) товар; д) весы.
  8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется…
    а) конвенцией; б) компромиссом; в) развязкой; г) сговором; д)примирением.
  9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют…
    а) анархистом; б) либералом; в) демократом; г) радикалом; д) консерватором.
  10. Сыновья … превосходят отцов по жизненному опыту…
    а) никогда не; б) часто; в) редко; г) обычно; д) всегда.
  11. При одинаковом весе больше всего белков содержит…
    а) мясо; б) яйца; в) жир; г) рыба; д) хлеб.
  12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить…
    а) число участников; б) прибыль; в) цену одного билета; г)количество билетов; д) вероятность выигрыша.
  13. Тетя … бывает старше племянницы.
    а) всегда; б) редко; в) почти всегда; г) никогда не; д) обязательно.
  14. Утверждение, что все люди честны…
    а) ложно; б) хитро; в) абсурдно; г) верно; д) не доказано.
  15. Рост шестилетнего ребенка равен примерно … см.
    а) 160; б) 60; в) 140; г) 110; д) 50.
  16. Длина спички … см.
    а) 4; б) 3; в) 2,5; г) 6; д) 5.
  17. Не вполне доказанное утверждение называют…
    а) двусмысленным; б) парадоксальным; в) гипотетичным; г) путанным; д)очевидным.
  18. Севернее всех названных городов расположен…
    а) Новосибирск; б) Мурманск; в) Красноярск; г) Иркутск; д) Хабаровск.
  19. Предложение не существует без…
    а) глагола; б) подлежащего; в) обращения; г) точки; д) слов;
  20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет примерно…км.
    а) 3000; б) 1000; в) 7000; г) 4800; д) 2100.

Описание заданий раздела 2 и образцы решений

В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

Образец 1.

1. а) стол; б) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф.

Ответ , так как «голубь » не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним но смыслу в ряду названных слов.

Образец 2.

2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать.

Ответ , так как «лежать » не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.

Раздел 2. Задания 21-40

  1. а) Писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.
  2. а) Узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий.
  3. а) Велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; г) трамвай; д) автобус.
  4. а) Запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север.
  5. а) Видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать.
  6. а) Прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.
  7. а) Круг; б) эллипс; в) стрела; г) дуга; д) кривая.
  8. а) Добрый; б) верный; в) отзывчивый; г) трусливый; д) честный.
  9. а) Разделять; б) освобождать; в) связывать; г) резать; д) отличать.
  10. а) Граница; б) мост; в) общество; г) расстояние; д) супружество.
  11. а) Занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.
  12. а) Матрос; б) плотник; в) шофер; г) велосипедист д) парикмахер.
  13. а) Кларнет; б) контрабас; в) гитара; г) скрипка; д) арфа.
  14. а) Отражение; б) эхо; в) деятельность; г) отзвук; д) подражание.
  15. а) Ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д)рекламирование.
  16. а) Зависть; б) скупость; в) обжорство; г) скаредность; д) жадность.
  17. а) Разум; б) вывод; в) решение; г) начинание; д) договор.
  18. а) Тонкий; б) худой; в) узкий; г) дородный; д) короткий.
  19. а) Горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.
  20. а) Туманный; б) морозный; в) ветреный; г) хмурый; д) дождливый.

Описание заданий раздела 3 и образцы решений

В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов – полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

Образец 1.

1. Лес: дерево; луг: ?
а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка.

Ответ , так как взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы .

Образец 2.

2. Темный: светлый; мокрый: ?
а) дождливый; б) сырой; в) пасмурный; г) влажный; д) сухой.

Ответ , так как взаимное отношение темного и светлого имеет такой же противоречивый смысл, как взаимное отношение мокрого и сухого .

Раздел 3. Задания 41-60

  1. Школа: директор; кружок: ?
    а) председатель; б) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель.
  2. Часы: время; термометр: ?
    а) прибор; б) измерение; в) ртуть; г) тепло; д) температура.
  3. Искать: находить; размышлять: ?
    а) запоминать; б) приходить к выводу; в) расследовать; г) петь; д)вспоминать.
  4. Круг: шар; квадрат: ?
    а) призма; б) прямоугольник; в) тело; г) геометрия; д) куб.
  5. Действие: успех; обработка: ?
    а) товар; б) труд; в) отделка; г) достижение; д) цена.
  6. Животное: коза; пища: ?
    а) продукт; б) еда; в) обед; г) хлеб; д) кухня.
  7. Голод: худоба; труд: ?
    а) усилие; б) усталость; в) энтузиазм; г) плата; д) отдых.
  8. Луна: Земля; Земля: ?
    а) Марс; б) звезда; в) Солнце; г) планета; д) воздух.
  9. Ножницы: резать; орнамент: ?
    а) вышивать; б) украшать; в) создавать; г) рисовать; д) выпиливать.
  10. Автомобиль: мотор; яхта: ?
    а) борт; б) киль; в) корма; г) парус; д) мачта.
  11. Роман: пролог; опера: ?
    а) афиша; б) программа; в) либретто; г) увертюра; д) ария.
  12. Ель: дуб; стол: ?
    а) мебель; б) шкаф; в) скатерть; г) гардероб; д) гарнитур.
  13. Язык: горький; глаз: ?
    а) зрение; б) красный; в) очки; г) свет; л) зоркий.
  14. Пища: соль; лекция: ?
    а) скука; б) конспект; в) юмор; г) беседа; д) язык.
  15. Год: весна; жизнь: ?
    а) радость; б) старость; в) рождение; г) юность; д) учеба.
  16. Решение: боль; превышение скорости: ?
    а) расстояние; б) протокол; в) арест; г) авария; д) сопротивление воздуха.
  17. Наука: математика; издание: ?
    а) типография; б) рассказ; в) журнал; г) газета «Вести»; д) редакция.
  18. Горы: перевал; река: ?
    а) лодка; б) мост; в) брод; г) паром; д) берег.
  19. Кожа: осязание; глаз: ?
    а) освещение; б) зрение; в) наблюдение; г) взгляд; д) смущение.
  20. Грусть: настроение; гнев: ?
    а) печаль; б) ярость; в) страх; г) аффект; д) прощение.

Описание заданий раздела 4 и образцы решений

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае – двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

Образец 1.

Пшеница, овес – ?

Ответ: зерновые , так как это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

Образец 2.

Хлеб, масло – ?

Ответ: пища , так как это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Раздел 4. Задания 61-76

  1. Яблоко, земляника – ?
  2. Сигарета, кофе – ?
  3. Часы, термометр – ?
  4. Нос, глаза – ?
  5. Эхо, зеркало – ?
  6. Картина, басня – ?
  7. Громко, тихо – ?
  8. Семя, яйцо – ?
  9. Герб, флаг – ?
  10. Кит, щука – ?
  11. Голод, жажда – ?
  12. Муравей, осина – ?
  13. Нож, проволока – ?
  14. Наверху, внизу – ?
  15. Благословение, проклятие -?
  16. Похвала, наказание – ?

Описание заданий раздела 5 и образцы решений

В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

Образец 1.

Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги?

Ответ: 75 (монет), так как здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3 .

Образец 2.

Лодка плывет по течению реки со скоростью 10 км/час, а скорость этого течения составляет 4 км/час. Какова скорость лодки относительно берега?

Ответ: 14 км/час , так как в этой задаче необходимо сложить скорость лодки и течения воды: 10 + 4 .

Раздел 5. Задания 77-96

  1. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
  2. Сколько километров проедет автомобиль за 9 часов, если его скорость составляет 70 км/час?
  3. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг., а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов?
  4. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек?
  5. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет?
  6. Человек пробегает 1,5 м. за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?
  7. Дерево находится в 20 м. севернее дома, а дом расположен в 15 м. севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда?
  8. Кусок материи длиной 3,5 м. стоит 70 монет. Сколько стоит 2,5 м. такой же материи?
  9. Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?
  10. Проволока длиной 48 см. при нагревании увеличивается до 56 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?
  11. В мастерской за 8 часов делают 280 стульев. Сколько стульев будет изготовлено в этой мастерской за полтора часа?
  12. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей олова. Сколько граммов олова потребуется для получения 15 г. сплава?
  13. Один человек зарабатывает в день 3 сотни монет, а другой – 5 сотен. Вместе они зарабатывают 120 сотен монет за половину месяца. Сколько сотен монет зарабатывает за 15 дней первый из этих двоих людей?
  14. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м. материи, а второй – 40 м. Сколько материи изготовит второй цех к тому времени, когда первый уже выпустит 90 м. материи?
  15. Некто отдал восьмую часть своих денег за почтовые марки и еще в три раза больше денег за бумагу, после чего у него осталось 8 монет.
  16. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в первом ящике?
  17. Кусок материи длиной 60 м. разрезали на две части так, что одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска материи, который больше?
  18. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а пятую часть этой продукции реализовало для своих рабочих. Какой процент продукции остался на складе предприятия?
  19. Сок, заполняющий 6/7 объема емкости, стоит 72 сотни монет. Сколько сотен монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?
  20. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько в семье дочерей?

Описание заданий раздела 6 и образцы решений

В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

Образец 1.

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14…

Ответ: 16 , так как в этом ряду чисел особенность их связи между собою – постоянное возрастание каждого следующего числа на 2 единицы.

Образец 2.

9, 7, 10, 8, 11, 9, 12…

Ответ: 10 , так как в этом числовом ряду особенность связи чисел между собою состоит в том, что при переходе от первого числа ко второму нужно вычесть 2 единицы, а при переходе от второго числа к третьему нужно прибавить 3 единицы и т. д.

Раздел 6. Задания 97 116

  1. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…
  2. 16, 17, 19, 20, 22, 23, 25…
  3. 19, 16, 22, 19, 25, 22, 28…
  4. 17, 13, 18, 14, 19, 15, 20…
  5. 4, 6, 12, 14, 28, 30, 60…
  6. 26, 28, 25, 29, 24, 30, 23…
  7. 29, 26, 13, 39, 36, 18, 54…
  8. 21, 7, 9, 12, 6, 2, 4…
  9. 5, 6, 4, 6, 7, 5, 7…
  10. 17, 15, 18, 14, 19, 13, 20…
  11. 279, 93, 90, 30, 27, 9, 6…
  12. 4, 7, 8, 7, 10, 11, 10…
  13. 9, 12, 16, 20, 25, 30, 36…
  14. 5, 2, 6, 2, 8, 3, 15…
  15. 15, 19, 22, 11, 15, 18, 9…
  16. 8, 11, 16, 23, 32, 43, 56…
  17. 9, 6, 18, 21, 7, 4, 12…
  18. 7, 8, 10, 7, 11, 16, 10…
  19. 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69…
  20. 3, 27, 36, 4, 13, 117, 126.. .

Описание заданий раздела 7 и образцы решений

В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

Образец

Решение

Ответ: а . Соединив части фигур 01, получим фигуру “а” . При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно из 03 получаем «б», из 04 – «г».

Раздел 7. Задания 117-136

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Описание заданий раздела 8 и образцы решений

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача – определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Образец

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Для куба 01 ответ будет: а . Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) – кубу «б», (04) – «в», (05) – «г».

Раздел 8. Задания 137-156

Раздел 9

Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов. Затем вы получите задания, с помощью которых выяснится, насколько хорошо вы эти слова запомнили.

После того как будет разрешено перевернуть эту страницу, постарайтесь как можно лучше запомнить ряды слов, помещенные в таблицу.

Для запоминания приведенных ниже слов вам дается 3 минуты :

Описание заданий раздела 9 и образцы решений

В каждом задании вам будет указана первая буква одного из выученных слов. Вы должны вспомнить, что означало слово, начинающееся с этой буквы: цветок , инструмент , птицу , произведение искусства или животное . Помните, что все заученные слова начинаются с разных букв, т.е. ни одна начальная буква не повторяется.

Образец 1.

Первая буква – «ф ». Из группы слов, означающих:

  1. цветок,
  2. инструмент,
  3. птицу,
  4. произведение искусства,
  5. животное,

на букву «ф » начинается лишь фиалка , то есть цветок . Следовательно, в листе ответов укажите цифру 1 .

Образец 2.

Первая буква слова – «з». Из группы слов, означающих:

  1. цветок,
  2. инструмент,
  3. птицу,
  4. произведение искусства,
  5. животное,

на букву «з » начинается слово «заяц », то есть животное . Следовательно, в листе ответов будет: 5 .

Раздел 9. Задания 157-176

№ задания Первая буква слова 1. Цветы 2. Инструменты 3. Птицы 4. Произведения искусства 5. Животные
157. Б
158. Е
159. Ч
160. Щ
161. Я
162. Ф
163. X
164. У
165. М
166. П
167. Д
168. А
169. С
170. Н
171. Ш
172. К
173. Т
174. О
175. Ж
176. Г
Ключ к тесту
  • Субтест 1: «ДП » (дополнение предложений ): 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20a.
  • Субтест 2: «ИС » (исключение слова ): 21д, 22б, 23а, 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30г, 31д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40 г.
  • Субтест 3: «Ан » (аналогии ): 41в, 42д, 43б, 44д, 45в, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51 г, 52б, 53б, 54в, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г.
  • Субтест 4: «Об » (обобщение ): 61 – плоды; 62 – стимуляторы; 63 – приборы; 64 – органы чувств; 65 – отражение; 66 – произведение искусства; 67 – сила; 68 – зародыши; 69 – символы; 70 – водные животные: 71 -органические потребности; 72 – живые организмы; 73 – металлические изделия; 74 – положение в пространстве; 75 – пожелания (санкции); 76 – меры воспитания.
  • Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Выбор редакции
Материал данной статьи предназначен не только для владельцев уже раритетных телевизоров, желающих восстановить их работоспособность, но и...

С тех пор, как Олег Тиньков в прошлом июне удалил инстаграм, в сети как будто и посмотреть не на кого. Аккаунт Михаила Прохорова...

Социальная сеть «Одноклассники» отличается тем, что владелец аккаунта всегда узнает, кто был у него в гостях и кто из друзей сейчас...

Драйвера АТОЛ – это специальная программа, необходимая для взаимодействия кассового аппарата с компьютером. Данное программное...
А также изменился интерфейс страницы спора. По этой причине у многих покупателей возникло много вопросов: как отрыть спор по новым...
Немецкое слово брандмауэр (нем. Brandmauer, от Brand - пожар и Mauer - стена) плотно вошло в обиход пользователей операционной системы...
Существует множество различных способов конвертирования различных форматов изображений. Сегодня мы с вами рассмотрим несколько из них,...
С переходом к десятой модификации операционной системы Windows большинство пользователей очень обрадовалось тому, что в интерфейсе...
Для некоторых людей подъем по утрам – очень сложная задача. Хорошо, когда не нужно никуда спешить, но если Вы боитесь опоздать на работу,...